Семейное воспитание и его стили

Стили семейного воспитания – методы взаимодействия родителей со своими детьми. Каждому из стилей свойственны те или иные приемы воспитания. Любые разлады между членами семьи способны привести к самым негативным последствиям. Со временем они неблагоприятным образом сказываются на личностном развитии ребенка и его поведении.

Существует шесть стилей воспитания:

  1. Авторитарный.
  2. Либерально-попустительский (гипоопека).
  3. Гиперопекающий.
  4. Отчужденный.
  5. Хаотичный.
  6. Демократический.

Стоит рассмотреть каждый из них, чтобы разобраться, какое влияние на ребенка оказывает выбранный метод воспитания.

Авторитарный стиль семейного воспитания

Воспитание в авторитарном режиме – это жесткое руководство, полный контроль и подавление всякой инициативы ребенка. В ход идут принуждения, всяческие запреты, наказания с применением физической силы за любую провинность. Строгость присутствует во всем. Ребенок лишен родительской нежности и любви. Он растет в строгости, не зная ни поддержки, ни сочувствия со стороны родителей.

Для родителей важно, чтобы их чадо было послушным, исполняло все, что они от него требуют. Но вопреки ожиданиям, при таком подходе, ребенок вырастает агрессивным и конфликтным. Ребенок вырастет застенчивым, не уверенным в своих силах. Он не сможет ни защитить себя, ни отстоять свою точку зрения. Приспосабливаться к окружающей обстановке такому ребенку, весьма проблематично. В такой семье дети растут невротиками. Они используют плач, как средство защиты, а также демонстрируют страх и беспомощность.

При выполнении уроков, родители полностью контролируют действия младшего школьника. Пытаясь все контролировать, взрослые стоят за его спиной, оказывая на него сильное психологическое давление. В результате у детей вовсе исчезает желание учиться. При родителях они притворяются, олицетворяя послушание и спокойствие. Однако при малейшем снижении контроля, дети становятся неуправляемыми. 

Итог: Со временем, в ребенке все больше и больше растет нетерпимость к таким воспитательным мерам. Подростковый период – самый уязвимый, при котором постоянные конфликты могут повлечь за собой самые непредсказуемые последствия.

Агрессивные действия подростка переносится на окружающих. Он не способен быть ответственным за свои поступки. Он всегда исполнял то, что ему говорили родители и не умеет принимать решения.

Подростки, отличающиеся силой характера, могут даже предпринять попытки сбежать из дома. Дети с более низкой самооценкой и дальше будут стараться во всем полагаться на родителей. Они не будут даже пытаться стать самостоятельными.

Либерально-попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека)

Гипоопека или попустительство предполагает низкий уровень требований родителей относительно дисциплины ребенка. А все потому, что ему позволительны частые капризы и демонстративные требования в духе «Хочу!» и «Дай!». Вседозволенность ведет к тому, что никакие указания взрослых не выполняются. Никакие запреты для ребенка не существуют, он не понимает, что «можно», а что нет.

Родители постоянно взаимодействуют с ребенком. Они дают ему свободу, чтобы он мог реализовать свой потенциал. Взрослые думают, что таким воспитанием смогут добиться проявления индивидуальных качеств и творческих способностей ребенка. Однако они даже не пытаются наставлять его. Хотя родители и считают, что подобным образом научат ребенка поступать правильно, они невольно поощряют недопустимое поведение своего чада в обществе.

Либеральным родителям свойственна забота и внимательность, тесный контакт с ребенком. Но границы дозволенности и допустимых норм поведения им сложно устанавливать. Очень часто такие родители поощряют неподобающее поведение. Они не делают замечания ребенку. Это связано либо с нежеланием руководить и направлять свое чадо, либо с неспособностью это делать.

Итог: Попустительство в воспитании чревато последствиями. Ребенок становится эгоистом. Он ни с кем не считается, кроме своего собственного мнения, склонен к частым конфликтам. Вследствие чего, он не способен выстраивать здоровые отношения. В школе часто возникают проблемы, как с учителями, так и с одноклассниками. Ребенок не приучен следовать общепринятым правилам и уступать хоть в чем-то.

Выросший в попустительстве, подросток подвержен риску обрести ряд психологических проблем. Такие дети часто подвержены фобиям и депрессивным состояниям. Они не имеют навыков самоконтроля, шансов чего-то добиться, у них не так уж много.

Во взрослой жизни ребенок будет не способен справляться с жизненными проблемами. В результате его неадекватной самооценки его ждут постоянные трудности в социальном взаимодействии. Он будет вынужден часто конфликтовать со всеми, кто откажется потакать его сиюминутным желаниям.

Гиперопекающий стиль семейного воспитания

Гиперопека лишает ребенка возможности на самостоятельное развитие в социальном, психическом и даже физическом плане. Родители всегда стараются быть неподалеку, опекают, оберегают, стараются оградить от всех проблем и спорных ситуаций. Другими словами – просто живут жизнью ребенка за него самого.

Даже когда ребенок становится старше, данная модель поведения со стороны родителей остается. Подавляются любые зачатки ребенка к инициативе и самостоятельности. Невольно родители затормаживают процессы формирования у своего чада различных навыков и умений. Трудолюбие и достижение целей не формируется или присутствует их слабое проявление. Ребенок формируется излишне покорным, безмолвным и беспомощным.

Итог: Ребенок вырастает инфантильным, с полным набором всевозможных комплексов, становится плаксивым и тревожным неврастеником. Как результат, возникают проблемы в социализации. Такие дети растут послушными, но с полным отсутствием уверенности в своих способностях. Они избегают самостоятельности, боясь допустить ошибку. Достигнув пубертатного периода, они будут стремиться избавиться от чрезмерного контроля, своевольничать, проявлять непослушание.

Гиперопека способствует развитию таких качеств, как скрытность, лукавство, умение врать. Ребенок будет пытаться постоянно юлить и лгать. Эти качества будут использоваться им, как щит. Это своего рода защита от бесконечного родительского контроля. Он будет еще больше отдаляться от них.

В качестве последствий такого воспитания можно особо выделить подчиненность чужому мнению и влиянию. Именно так в свое время были воспитаны нынешние «мамины сыночки».

Отчужденный стиль семейного воспитания

Отчужденность – полное безразличие по отношению к своему ребенку, как к полноценной и самостоятельной личности. Подрастая, малыш все чаще ощущает, будто его не замечают. Родители не заинтересованы в развитии всех его способностей и качеств в полной мере. Они избегают любых контактов с ребенком. Взрослые не видят надобности взаимодействовать с ним без крайней на то нужды. В подобных случаях дети просто сами себе предоставлены. Такое отношение к детям обычно в малообеспеченных, многодетных семьях, которые относят к неблагополучным.

Итог: В результате подобного подхода дети чувствуют себя несчастными и одиноким. Они не желают общаться со сверстниками, нередко агрессивны с окружающими. Такие подростки часто попадают под плохое влияние.

Хаотичный стиль семейного воспитания

Хаотичность в воспитательном процессе предполагает неимение единого и последовательного подхода. Определенных требований к своему чаду у родителей просто нет. Процесс взросления ребенка проходит на фоне постоянных разногласий между родителями. Отсюда и рождается хаотичность подхода. Регулярные выяснения отношений между взрослыми способствует началу развития у ребенка нестандартных реакций. Совершенно непредсказуемое и несогласованное поведение взрослых лишает ребенка ощущения прочности и сплоченности в семейных отношениях.

Итог: У ребенка нет стабильных ориентиров и оценок его поступков. Отличающиеся взгляды на процесс воспитания у взрослых, невольно формируют в нем импульсивность и непредсказуемость. Проявляется неуверенность в себе, агрессия и неуправляемые действия. Кроме того, отсутствует самоконтроль и неумение отвечать за свои поступки.

Демократический стиль семейного воспитания

Демократичный метод воспитания характеризуется поощрением любых инициативных и самостоятельных действий ребенка. Все свои решения они стараются принимать с учетом его интересов и потребностей. Родители играют с ребенком в игры, интересные ему, проявляют ласку, любовь и заботу. Ребенок приобретает опыт самоуправления. Он постоянно находится в активной позиции. Это, в свою очередь, повышает у него уверенность в своих силах. Позволяя ребенку принимать активное участие в решении семейных проблем, родители, тем самым, учитывают его мнение.

При таком воспитательном подходе отмечается высокий уровень единодушия и понимания среди всех членов семьи. Проявляются теплые чувства и умеренная дисциплина. Дома устанавливаются определенные правила, а за следование им, всегда идут заслуженные поощрения.

Такой метод подразумевает обстановку компромисса и продуктивного рассмотрения семейных вопросов. Для родителей является нормой выслушать свое чадо и дать ему возможность проявить самостоятельность, быть ответственным. Для детей важны советы родителей. Они всегда прислушиваются к ним. Дети с детства знакомы с такими понятиями, как «надо» и «нельзя». Они дисциплинированны, им легче, чем другим выстраивать здоровые отношения со сверстниками.

Итог: Дети становятся полноценными членами общества, целеустремленными, самостоятельными, ответственными. Они преуспевают в школе. Они умеют продуктивно выстраивать отношения, как с ребятами в классе, так и с учителями. Дети, воспитанные в доброжелательной атмосфере, имеют больше шансов не попасть под чужое влияние. Им присуща независимость, компетентность и вера в себя. Наряду со здоровой самооценкой, они умеют находиться в гармонии со своими стремлениями и эмоциями. У них высоки шансы достичь высоких результатов по жизни.

Универсальные правила, которые помогут найти оптимальный подход к своему чаду

  1. В семье должны быть установлены определенные правила, а также запреты и ограничительные меры.
  2. Любые правила должны быть гибкими, чтобы их можно было применить к любой ситуации.
  3. Не должно быть много запретов, иначе ребенок перестанет их воспринимать.
  4. Требования родителей не должны противоречить естественным потребностям ребенка.
  5. Установленный порядок в доме должен быть согласован между обоими родителями, разногласия в плане воспитания недопустимы.
  6. Не стоит требовать чего-то от ребенка в ультимативной форме. Должна быть просто просьба с разъяснениями в дружественной форме, как от старшего наставника.
  7. При наказании ребенка нужно помнить простую истину: лишить его хорошего не так страшно, как сделать ему что-то плохое.
Оцените статью
( 3 оценки, среднее 2.67 из 5 )
Добавить комментарий