Как говорить с ребенком о войне

Существует немало сложных тем, на которые родители стараются не говорить со своим чадом. Одной из тяжелых тем является тема войны. И в зависимости от того, насколько умело родители будут вести беседу, будет зависеть, какое влияние эта тема окажет на ребенка. Чтобы разговор о войне не стал травмирующим и мог оказать воспитательное действие, необходимо прислушаться к советам психологов. 

В первую очередь, не стоит недооценивать, либо переоценивать детей. Они всё понимают, но все равно нуждаются в объяснении. Потому что дети склонны фантазировать. Если им не пояснять картину мира, разъясняя, что война – это зло, где гибнут люди, то дети будут придумывать свое видение того, что происходит. Эти фантазии могут оказаться гораздо страшнее того, что происходит в реальности.

Не стоит игнорировать тему войны, поскольку так или иначе, эта тема освящается СМИ и дети, независимо от возраста, всё равно её услышат. Необходимо присматриваться к ребёнку, чтобы определить, тревожит ли его тема войны. Надо наблюдать за ребенком и найти ответ на этот вопрос, несмотря на то, что ребёнок может не спрашивать о войне.

Советы психологов, как вести себя родителям при разговоре с ребёнком о войне

1. У ребёнка должно быть чувство безопасности. Дети в любом возрасте должны быть уверены в том, что они в безопасности. И если ребёнок приходит ко взрослым, кому он доверяет, чтобы получить ответ на интересующие его вопросы, он должен быть уверенным в том, что ему ответят.

На вопросы ребёнка нужно отвечать спокойно. Нужно терпеливо относиться к почемучке, который может задавать одни и те же вопросы. Малышам это свойственно. Ребёнок каждый раз должен услышать, что всё будет хорошо, что родители знают, что делать, чтобы уберечься от опасности.

2. Очень важен телесный контакт. Ребёнок должен его получать. При тревожности должно быть задействовано тело. Поэтому обнимашки в такие моменты помогут ребёнку успокоиться, почувствовать себя в безопасности и ощутить родительскую защиту. Нужно больше играть с ребёнком. В этом плане хороши игры в халабуде. Детям нравится их мастерить и играть там, а если это делать с родителями, то ребёнок получит двойную порцию уверенности в безопасности.

3. Важна подготовка к разговору о войне. Если тема войны витает в воздухе, то надо быть готовым к тому, что ребёнок рано или поздно об этом спросит. Не стоит отмахиваться от разговора на эту тему. Просто «успокойся» на ребёнка не подействует, ему необходимы ответы.

4. Не распространяться и не углубляться в тему, Нужно отвечать ребёнку на конкретные вопросы, которые его интересуют.

Пятилетние дети вполне могут беспокоиться о войне и насилии. Даже четырёхлетнего ребёнка может взволновать эта тема. Поэтому малыш должен получить краткую информацию, только то, что его интересует.  

5. Нужно чётко проговаривать рутинные моменты. Не лишним будет напоминание о том, к кому ребёнок может обратиться, если ему понадобится помощь и поддержка. По возрасту, ребёнок должен выучить свой адрес и месторасположение тех взрослых, которые ему смогут помочь, если вдруг он останется один. Он должен усвоить правила поведения в опасные моменты.

6. Ребёнку нужно чаще напоминать, кто с ним рядом. Малыш дошкольного возраста и младший школьник должен знать, что рядом с ним – его родители. Но помимо родителей, у него ещё есть бабушки, тёти и другие родственники, которые смогут о нём позаботиться. Ребёнок должен понимать, что он не один.

Нужно показать ему, что война где-то там, далеко, а здесь малыш в безопасности и рядом с ним – безопасный взрослый.

7. Повторять план действий, находясь на опасной территории. Малыш должен постоянно слышать, что родители знают, как его обезопасить, если оказались в прифронтовой зоне. Ребёнок должен знать, что ему делать, если воет сирена и слышны выстрелы, что делать в случае пожара. Также ребёнок должен знать, чего нельзя делать в такие моменты.

8. Ребёнок должен знать о сплочённости военных. Ребёнок может спросить о солдатах, которые погибают на войне, интересуясь, в безопасности ли он и его родные. Малышу стоит объяснить, что военные – это солдаты, которые выполняют свою работу, защищая мирных граждан. Среди военных очень много смелых и мужественных солдат. Они защищают и друг друга, помогая товарищам, если тем необходима помощь. Малыш должен усвоить понятие общности и сплочённости. Это важно дать понять ребёнку, в особенности тогда, когда близкие для него люди являются участниками боевых действий. Понятие сплочённости даст возможность понять ребёнку, что рядом с его родственником есть товарищи, готовые оказать ему помощь.

9. Разрешить ребёнку проявлять свои чувства. Если просто сказать малышу, чтобы он не беспокоился, то это не избавит его от тревоги.  Малышу нужно сказать, что вы понимаете, что он волнуется за солдат и тех, кто оказался в этой зоне, что вы тоже волнуетесь. Это скажет о том, что и взрослые тоже переживают. Ребёнок увидит, как взрослые справляются с этим беспокойством.

Можно снять тревожность рисованием или лепкой из пластилина. Ведь не все дети могут выразить то, что они чувствуют словами.

10. Делиться своими мыслями с детьми, достигшими школьного возраста. Младшим подросткам надо тоже давать конкретные ответы на их вопросы. Приемлемым будет поделиться своими чувствами и мыслями. Однако стоит учесть, что дети этого возраста могут иметь своё собственное мнение. И если они захотят поделиться, то надо дать им такой шанс.

11. Искать вместе ответы на вопросы. Дети подросткового возраста могут задать такие вопросы, а которые родители не знают ответов. Об этом надо честно признаться ребёнку и попросить подождать, чтобы снова обсудить этот вопрос. Но можно поискать информацию на просторах всемирной паутины. Общение с компетентными людьми и лидерами мнений подскажет нужные ответы.

12. Преодоление внутренних конфликтов с помощью диалогов. Следует учитывать информационную обстановку в семье. Нужно вести доверительные диалоги, чтобы избегать внутренних конфликтов, которые может испытывать ребёнок. Поможет обмен мыслями.

13. Избегать формирования предубеждений. Необходимо следить за своими словами, чтобы не вызвать предвзятость к определённым людям или обстоятельствам.

14. Избегать закрепления отрицательных паттернов. Существует вероятность закрепления негативных реакций для какого-то конкретного психоэмоционального состояния. При тревожности родители могут проявлять агрессию. В таком состоянии надо стараться контролировать свои поведенческие проявления.

15. Эмоциональный фон будет поважнее слов. Поэтому взрослые должны следить за тем, какие они проявляют эмоции. Не стоит перед ребёнком показывать свою нестабильность. Испытывать какие-то эмоции в сложной ситуации – это нормально, но ребёнок должен видеть уравновешенность. Больше всего дети боятся потерять родителей. Неадекватность взрослых может вызвать у них чувство страха. Они будут постоянно проверять, не случилось ли чего с их близкими. Это вызовет тревожные чувства, а в последствии, может затянуть в трясину истощения. Именно поэтому надо контролировать свои эмоциональные всплески, хотя бы при детях.

16. Следить за ребёнком, что изменилось в его настроении и поведении. Если дети не задают вопросов о войне, это не означает, что они безразличны к этой теме. Ребёнок может столкнуться с этим вне семьи или просто случайно увидеть информацию в Интернете. Даже незначительная деталь его может напугать. Поэтому необходимо контролировать своё поведение, общаясь с детьми и придерживаться советов психологов.

Оцените статью
( 14 оценок, среднее 5 из 5 )
Добавить комментарий