Безболезненная адаптация к детскому саду

У детей, особенно раннего возраста, в отличие от взрослых, свои специфические этапы эмоционального и психологического становления. Среди них:

  • ощущение и восприятие, известные как сенсомоторная деятельность;
  • подражание взрослым;
  • повышенная ранимость и эмоциональность;
  • преобладание процессов возбуждения над торможением (неумение контролировать свое эмоциональное состояние). Это и является причиной того, что ребенку сложно на продолжительное время сконцентрироваться на чем-то одном и усидеть на месте.

Факторы, влияющие на адаптацию к детскому саду

Медицинские и педагогические исследования показывают, что продолжительность и характер периода адаптации ребенка к детсаду напрямую зависит от следующих факторов:

  • Возраст. К новым условиям лучше всего адаптируются дети в возрасте до двух лет. Хуже всего – после четырех лет.
  • Уровень развития и состояние здоровья ребенка. Легче всего адаптируются более здоровые и развитые дети.
  • Нервная система и ее индивидуальные особенности в каждом частном случае. От этого в значительной мере зависит поведение ребенка.
  • Имеющийся опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Имеется ввиду наличие навыков общения с другими детьми. Кроме того, важно адекватное отношение ребенка к требованиям взрослых и своим обязанностям.
  • Прежний похожий опыт. Дети, которые ранее бывали часто в гостях с родителями или в спортивных секциях, на занятиях по развитию и т. п., гораздо легче переносят адаптацию к детскому саду.

Группы детей по уровню адаптивности

Учитывая вышеперечисленные факторы, можно выделить три группы детей по уровню приспосабливаемости к новым условиям жизни:

  • В первую группу входят дети, для которых процессы адаптации проходят максимально легко. У них высокий уровень коммуникабельности и самостоятельности.
  • Ко второй группе относятся те, кто адаптируются сложнее и медленнее. Вследствие недостаточного развития навыка общения, в процессе игры у них часто сменяются этапы заинтересованности и безразличия. Такие дети часто могут демонстрировать капризное поведение.
  • В третью группу входят дети, которые вообще ко всему новому приспосабливаются с большим трудом. Они малоконтактны и несамостоятельны. У таких детей наблюдаются плохой сон и аппетит или их полное отсутствие. Сложнее всего им даются начальные этапы адаптации, которые впоследствии могут даже перерасти в дезадаптацию. В свою очередь, это со временем может вызвать нарушение поведения, возникновение неврозов и даже отразиться на здоровье.

По результатам многочисленных наблюдений отмечается, что мальчики полуторагодовалого возраста лучше переносят адаптацию и гораздо хуже после 3-5 лет.

В ясельном возрасте срок адаптации – неделя. В некоторых случаях привыкание может затянуться до десяти дней. С трехлетнего возраста – от 2-х до 3-х недель, а вот с 5 до 6 лет на адаптацию потребуется не менее месяца.

Условия безболезненной адаптации

Специалисты выделяют несколько основных условий, которые помогут сократить срок адаптации:

  1. Заранее формировать положительный настрой на посещение садика.
  2. Следовать советам педагогов. При возникновении полного понимания между родителями и воспитателями, ребенок гораздо быстрее привыкает к садику.
  3. На начальном этапе адаптации рекомендуется краткосрочное пребывание в группе (по 1-2 часа в день).
  4. Постараться максимально приблизить домашний распорядок дня к режиму садика.
  5. Пройти все рекомендованные врачом профилактические мероприятия.
  6. Постараться заранее привить навыки самообслуживания. Нужно научить ребенка умываться, мыть руки, одеваться, убирать за собой игрушки.
  7. Для уменьшения эмоциональной нагрузки на ребенка в период адаптации, стараться воздерживаться от шумных массовых мероприятий.

При наличии четких симптомов «адаптационного синдрома» можно сделать вывод, что ребенок пока не готов к выходу в коллектив.

Возможные причины тяжелой адаптации:

  • Отсутствие позитивного настроя на посещение детского сада.
  • Неумение продуктивно взаимодействовать со сверстниками.
  • Значительное различие между домашним и садиковским режимом.
  • Неумение себя обслужить.
  • Несформированность предметной и практической деятельности.
  • Между ребенком и воспитателем еще не сформировались эмоциональные связи.

Советы родителям

  • Заранее рассказать ребенку о садике и объяснить ему, что такое садик. Объяснить, что это место, где много различных игр и игрушек. Ребенку нужно сказать, что в садике много других деток, с которыми каждый день можно будет играть и дружить. Малышу полезно будет услышать, что родители гордятся им, ведь его приняли в садик.
  • Проходя с ребенком мимо д/с, нужно рассказывать ему о садике, а также говорить в позитивном русле о том, что он скоро сюда будет ходить.
  • Нужно подбадривать ребенка и говорить ему, что отныне  у него, как у взрослых, будет соответствующий распорядок дня. По утрам мама и папа идут на работу, старшие брат или сестра – в школу, а он будет посещать садик. Ребенок должен усвоить, что вечером за ним обязательно придет кто-нибудь из родителей и заберет его.
  • Оформляя ребенка в детское учреждение, желательно познакомиться с персоналом, оставив необходимые сведения о ребенке и о себе. Нужно также познакомить ребенка с его будущими воспитателями и нянечками.
  • Ребенок должен знать, что все взрослые, которых он встретит в саду, помогут ему во всем, что ему будет нужно. Они будут играть с ним, танцевать и петь песни, читать книжки и угощать чем-нибудь вкусным.
  • Желательно, чтобы ребенок увидел, как в садике весело и чем интересным там постоянно занимаются дети. Для этого нужно заранее договориться об этом с руководством детского учреждения и сводить ребенка в д/с именно в тот день, когда там будут самые лучшие еда и развлечения.
  • Перед оформлением в детский сад нужно научить ребенка пользоваться самостоятельно туалетом и столовыми приборами. Ребенок должен уметь самостоятельно кушать.
  • Для более легкой адаптации нужно как можно подробнее рассказать ребенку о распорядке дня в детском саду.
  • Не лишним будет и знакомство с другими детьми и их родителями.
  • Пока идет лето, нужно постепенно подстраивать домашний режим дня к режиму садика.
  • Нужно научить ребенка знакомиться с другими детьми и общаться, обращаясь по имени. Кроме того, ребенок должен уметь просить, а не отбирать игрушки, либо предлагать взамен те, что у него есть.
  • Необходимо обговорить с ребенком и трудности, которые могут у него возникнуть в течение дня. Если ему что-то будет нужно, он может обратиться к воспитателю или няне (попросить пить или сказать, что ему нужно в туалет).
  • Ребенку также нужно дать понять, что в саду много ребят, поэтому не всегда то, что он попросит у воспитателя, будет тут же сделано. Если в какой-то момент во время одевания ему нужна будет помощь, то он сможет ее получить только в порядке очереди. Ребенок должен научиться быть терпеливым.
  • Нужно стараться постепенно вводить ребенка в новую обстановку. В первые дни после привода ребенка в сад, не нужно сразу уходить, чтобы ребенок не чувствовал себя брошенным.

Важно

  • Отправляясь с ребенком в сад, можно дать ему с собой его любимую игрушку. Это послужит успокаивающим эффектом и даст ощущение безопасности.
  • Если во время разговоров о садике ребенок начинает плакать, то не нужно этого бояться, ведь пока у ребенка нет возможности реагировать иначе. Он пока еще не был в саду и не знает, плохо ли ему будет там на самом деле. Не нужно проявлять эмоций. Если мама не в силах сдержать слез при расставании с ребенком, то лучше это доверить отцу. Слезы матери заставят ребенка только лишний раз нервничать.
  • Необходимо проявить терпение и не жалеть времени на личное общение с ребенком во время его адаптации. Нужно поощрять его старания привыкнуть к новому окружению. Детский сад – это первый шаг к социализации ребенка. А это очень важно, поэтому достойно поддержки.
  • Очень важно водить ребенка в садик каждый день. Не следует по каким-то дням оставлять его дома, если он настойчиво этого просит. Ежедневное посещение д/с облегчит адаптацию ребенка. Так ему будет проще привыкнуть к изменениям в его жизни.

Некоторые советы, которые помогут ребенку проще прощаться с родителями по утрам:

  • Ни в коем случае не нужно пытаться подкупить ребенка. Не нужно ему что-нибудь обещать купить, для того что бы он остался в саду.
  • Чтобы не потерять доверие ребенка, не нужно пытаться незаметно «улизнуть» от него.
  • Значительно облегчить ежедневное прощание поможет придуманный небольшой ритуал. Например, поцелуй на прощание.
  • Ребенок должен уяснить, что ни истерики, ни уговоры, никак не помогут. Ему все равно придется провести время в садике. Стоит хоть раз уступить его мольбам, он поймет, что этим можно пользоваться и начнет манипулировать.
  • Не нужно затягивать прощание. Прощаться нужно быстро. Излишняя драматичность момента лишь усугубит тяжесть расставания.
  • Желательно давать ребенку какую-нибудь памятную вещь, напоминающую о маме или о доме. Это поможет успокоить его и почувствовать, как его любят родители.
Оцените статью
( 1 оценка, среднее 1 из 5 )
Добавить комментарий